Печать

IMG 1221

Ж – Железная дорога и Железнодорожный вокзал

В августе 1834 года в окрестностях Нижнего Тагила была введена в эксплуатацию железная дорога нижнетагильских заводов длиной 3,5 км, спроектированная крепостными умельцами Черепановыми. Это произошло за два года до запуска в Санкт-Петербурге Царскосельской ж/д, традиционно называемой «первой железной дорогой общественного пользования в России». 1 (14) октября 1878 года открыто движение по Уральской горнозаводской железной дороге на участке Пермь — Камасино (Чусовская) — Нижний Тагил — Екатеринбург протяженностью 669 верст.

Здание первого вокзала в Екатеринбурге было построено по проекту архитектора П. П. Шрейбера в 1878 году. Примечательно, что проекты зданий вокзалов конечных станций Уральской горнозаводской железной дороги – и в Перми, и в Екатеринбурге - были единообразными. После постройки современной железнодорожной станции старый вокзал стал «воинским». Действующему зданию железнодорожного вокзала Екатеринбурга более 100 лет – оно было построено по проекту Ф. Е. Вольсова к 1914 году и впоследствии неоднократно перестраивалось.

В 2018 году к 140-летию Свердловской железной дороги в сквере у здания Управления СвЖД был открыт барельеф, изображающий этапы развития железных дорог в России. Длина памятника 23 метра, высота — 4 метра. Он состоит из трех частей. Левая посвящена зарождению и развитию: первый паровоз Черепановых, строительство первой дороги между Петербургом и Москвой, появление Транссибирской магистрали. Центральная часть барельефа показывает советский период: подъем производства в первые пятилетки, когда по железным дорогам перевозили 85% всех грузов. В стране царил энтузиазм во всех сферах жизни, но вдруг — война. И когда мужчины уходили на фронт, женщины занимали их место — прокладывали километры путей. Правая часть символизирует настоящее — появление новых поездов и магистралей, а также преемственность поколений в семьях железнодорожников. Все три части как бы нанизаны на ось из рельсов. Удивительно, что все участки рельсов – аутентичны. Так, например, есть рельс, поднятый со дна Ладожского озера. Этот рельс когда-то был частью «Дороги жизни» к блокадному Ленинграду в годы Великой Отечественной войны!

Автор: Наталья Репкина

Автор рисунка (обложки) художник Алексей Рыжков

IMG 1222IMG 1223IMG 1224IMG 1225