Печать

Членами УрСЭГ было подготовлено письмо по поправкам в закон о туристкой деятельности, который сейчас обсуждается в ГД РФ. В письме наши сомнения в целесообразности принятия поправок в том формате, котором они были подготовлены. Данное письмо было отправлено в Министерство экономического развития Свердловской области для дальнейшей отправки с сопроводительным письмом данного министерства в ГД РФ. 

Исх. № 03 от 28.02.2020                          

Уральский Союз Экскурсоводов и Гидов-переводчиков – «УРСЭГ» (www.урсэг.рф), является некоммерческой ассоциацией физических лиц, объединяющей более 70-ти профессиональных экскурсоводов и гидов-переводчиков, работающих на территории Свердловской области и Уральского региона. Наш союз был создан в 2015г. в целях координации деятельности экскурсоводов, обеспечения защиты их прав и представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. Также УРСЭГ активно занимается проблемой повышения качества экскурсионных услуг и развитием индустрии внутреннего и въездного туризма.

В связи с рассмотрением Государственной Думой законопроекта 864169-7 Уральский Союз Экскурсоводов и Гидов направляет Вам свое экспертное мнение:

  1. Необходимо уточнить понятие экскурсовод и гид переводчик, инструктор-проводник и добавить требование по наличию обязательного гражданства Российской Федерации.

Согласно законопроекту, предлагается:

"экскурсовод (гид) - аттестованное лицо, оказывающее услуги на туристских маршрутах по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания. К экскурсоводам (гидам) не относятся лица, осуществляющие трудовую деятельность в централизованных религиозных организациях и (или) религиозных организациях, входящих в их структуру;"

В данном понятии отсутствует определение туристского маршрута.

Непонятно, в чем отличие туристского маршрута от экскурсионного маршрута?

Само требование по аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков на конкретных туристских (экскурсионных) маршрутах считаем избыточном и нереалистичным (т.к. маршрутов огромное множество и охватить их все не возможно);

  1. Также избыточном является требование по локализации деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков в одном субъекте РФ, посредством привязки процедуры аттестации к конкретным маршрутам внутри одного региона («национальный маршрут»). Это подрывает основы свободного рынка услуг, серьезно ограничивает развитие межрегионального туризма, приведет к снижению качества экскурсий (особенно в малых городах, где отсутствуют собственные профессиональные кадры и система их подготовки).

Более рациональный и эффективный путь аттестации – оценка методических знаний и навыков экскурсовода, учет рекомендаций профессиональных туристских ассоциаций. При таком варианте специалист, прошедший аттестацию в одном субъекте РФ, получает право проведения экскурсий и в других субъектах РФ.

  1. Совершенно избыточном является требование по наличию у аттестуемого экскурсовода и гида-переводчика обязательного профессионального образования. Данная формулировка отсекает огромное количество уже работающих на рынке профессионалов, многие из которых, не имея профессионального образования в сфере туризма, активно занимались самообразованием, а также проходили курсы подготовки экскурсоводов.
  2. Необходима более гибкая система аттестации с учетом региональной специфики, целесообразно дать в этом вопросе больше полномочий органам власти на местах (в регионах);
  3. Процедура аттестации не должна быть излишне финансово затратной и забюрократизированной, растянутой по времени, иначе есть риск коррупции;
  4. Наше предложение по срокам действия аттестации: первичная — на 3 года, далее на 5 лет, лицам со стажем работы от 10 лет и более – бессрочная
  5. Считаем избыточным упомянутое в Ст.3 требование по осуществлению регионального государственного надзора за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющим услуги экскурсовода (гидов)? Данное требование приведет к росту бюрократизма и избыточного контроля в предпринимательской сфере, соответственно к росту коррупции.

Так, в предложенной статье 4.3 нет прямого действия, формулировки не конкретны и оставляют большой простор для злоупотреблений и коррупции:

А) Соискатель должен  «соответствовать специальным требованиям к экскурсоводам (гидам) и гидам-переводчикам, оказывающим услуги на туристских маршрутах, установленным Правительством Российской Федерации» - непонятно, каким требованиям, непонятно на каком уровне и какой орган их устанавливает.

Б)  «Экскурсоводы (гиды) и гиды-переводчики при оказании услуг должны соблюдать правила оказания услуг экскурсовода (гида) и гида-переводчика на туристских маршрутах, в том числе иметь нагрудную идентификационную карточку экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах, доступную для всеобщего обозрения».  

Какие правила? Где и кем они прописаны и утверждены?

Исходя из этого, также непонятно в следующих абзацах:

«Основаниями для принятия решения о прекращении действия аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах, являются:

выявление после выдачи аттестата недостоверной информации в документах, представленных для аттестации;

выявление после выдачи аттестата несоответствия экскурсовода (гида) или гида-переводчика требованиям к экскурсоводам (гидам) и гидам-переводчикам, оказывающим услуги на туристских маршрутах, предусмотренным настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

неоднократное (два раза и более) привлечение экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах, к административной ответственности за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о туристской деятельности условий оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом переводчиком на туристских маршрутах».

Несоответствие каким требованиям?

Нарушение каких условий?

Кто устанавливает административную ответственность? В каких величинах? Какая процедура?

  1. В предложенной статье 4.4:

«Для прохождения аттестации в качестве инструктора-проводника соискатель должен:

{…..} иметь документ, подтверждающий подготовку по оказанию первой помощи…»

Сейчас в Федеральном Законодательстве есть определение «доврачебная помощь».

Первую помощь имеют право оказывать только люди с профильным медицинским образованием!

В целом, предложенный вариант законопроекта является «сырым» и недоработанным, так как многие предложенные новеллы нанесут вред развитию туризма в России, уменьшат количество работающих на экскурсионном рынке специалистов, снизят качество экскурсионных услуг, ограничат свободу предпринимательства, приведут к росту бюрократии и коррупции.

                  

Президент союза                                                 Хусанова Р.Б.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.